Для кого-то это четыре непонятных буквы, для кого-то — мир страсти, в который хочется окунуться, а для кого-то — что-то пугающее и запретное из серии «для извращенцев». В поисках истины журналистки издания "Частный Корреспондент" Юлия Садовская и Лилия Скопинцева погрузилисьв среду отечественных поклонников BDSM.
BDSM-отношения обычно связаны с сексуальной сферой жизни, но это не всегда так.
И, кстати говоря, не все, кто практикует секс в наручниках, являются представителями субкультуры BDSM. Американские психологи установили, что около 30% взрослого населения имеют фантазии об обмене властью в эротическом аспекте.
Исследования, проведённые журналом Cosmopolitan в 1997 году, показывают, что 43% американских гетеросексуальных пар думали или активно практикуют спанкинг (spanking) во время занятий сексом, 36% используют связывание, 9% — порку и 7% — урофилию. В Европе в среднем 25% взрослого населения имеют или имели фантазии, относящиеся к BDSM (по данным Intomart and NIPO 1994). Однако BDSM для них — пустой звук, а не самосознание и стиль жизни
Так что такое BDSM?
Аббревиатура BDSM расшифровывается как «связывание и дисциплина» (Bondage and Discipline) и/или «доминирование и подчинение» (Dominance and Submission). На сленге тех, кто практикует данный вид отношений, они называются тема, а всё, что не относится к BDSM, они называют ваниль.
Тема включают в себя подчинение, доминирование, садизм, мазохизм. Есть среди тематиков люди, которые одинаково хорошо чувствуют себя и в роли господина, и в роли раба. Их называют свитчи.
Однако было бы неверным считать, что BDSM — это только секс с элементами боли.
Некоторые представители этой субкультуры вообще не практикуют интимных отношений с партнёром: их может интересовать, например, только связывание или только порка. А кого-то интересует только психологическое доминирование/подчинение (например, ролевые игры «учитель — ученица», «полицейский — арестант», «медсестра — пациент»).
В BDSM различают два вида отношений по длительности и уровню воздействия. Самый распространённый вид — сессии, или, проще говоря, встречи: партнёры равноправны и практикуют обмен властью только в оговорённое время. Есть ещё lifestyle: к нему в основном стремятся новички, но на самом деле эта форма гораздо более сложная для воплощения в жизнь и требует высокого уровня доверия между партнёрами. Lifestyle в BDSM-отношениях — это, как правило, совместное проживание партнёров или даже брак, в котором один партнёр 24 часа в сутки подчиняется другому и выполняет все его желания и просьбы, в том числе бытовые.
От простого домашнего насилия и тирании тематические отношения отличаются абсолютной добровольностью обоих участников и наличием табу (или стоп-слов), нарушение которых влечёт за собой, как правило, полный разрыв отношений.
Сами по себе все формы отношений между людьми, которые присутствуют в BDSM, существовали задолго до появления термина. Однако в 1990-х годах они оформились в целое социальное явление. В России эта субкультура начала формироваться сразу после перестройки, когда в Советском Союзе официально появился секс.
Центральный сайт российского BDSM-сообщества появился в 2002 году. Интерес к теме начал возрастать за последние 10 лет. Сами участники BDSM-сообщества связывают увеличение интереса к этому явлению с модой на сексуальную раскрепощённость и использованием внешнего антуража BDSM в рекламе и кино.
Однако всплеск интереса к теме не радует российское BDSM-сообщество. На их официальном сайте написано следующее: «Мы не скрываемся и не утаиваем информацию о себе. Но мы не стремимся к расширению своих рядов, нам не нужна широкая реклама, а тем более — пропаганда».
В теме очень боятся «лишних» людей. В Москве и в других городах, где есть тематические клубы, регулярно проходят встречи участников сообщества BDSM, однако попасть на такую встречу-вечеринку нельзя без рекомендаций других членов сообщества или личного знакомства с организаторами.
BDSM-party — это экшен не для слабонервных: там можно увидеть полуголых женщин и мужчин, которых бьют кнутом прямо на сцене, людей в ошейниках и на поводке, женщин в латексных платьях… А ещё там можно познакомиться с людьми, которые в теме .
Один наш знакомый, посетив такую вечеринку, рассказывал, что после увиденного боялся стать импотентом. «Там не было ничего шокирующего или нетривиального, зато было много вульгарных доминирующих тёток шестидесятого размера в коротких латексных юбках и много гомосексуалистов» , — делился впечатлениями мой знакомый. После той вечеринки он потерял всякий интерес к BDSM. На картинке это выглядело красивее, чем в жизни.
Но о вкусах, как говорится, не спорят. Для некоторых представителей BDSM-тусовки, регулярно посещающих закрытые вечеринки, это единственная возможность реально, а не виртуально пообщаться с единомышленниками, обсудить теорию и практику и даже попрактиковаться в связывании. Впрочем, не все вечеринки проходят в таком формате: на некоторых любая демонстрация своих тематических наклонностей запрещена. На этих вечеринках люди просто общаются, и в основном на отвлечённые темы. На такие рекомендуется ходить новичкам и тем, кто хочет найти себе партнёра в теме. В среднем на BDSM-вечеринках собирается около ста человек, в большинстве своём это мужчины от 30 до 45 лет.
Вообще принято считать, что мужчин в теме намного больше, чем женщин, но это мнение ошибочно. Российское BDSM-сообщество проводило исследование, результаты которого показали, что мужчин и женщин в теме поровну, а вот количество тех, кто хочет подчиняться, почти в три раза превышает количество тех, кто хочет доминировать. Достаточно закономерно и то, что сабмиссивных (склонных к подчинению) женщин больше, чем мужчин. Иллюзия, что мужчин в теме намного больше, чем женщин, создаётся оттого, что они более активно ищут себе партнёрш на специализированных сайтах.
Также психологи, работающие с темой BDSM, отмечают, что женщины обычно сконцентрированы на одном конкретном партнёре, а мужчин больше интересует тема как таковая, а не конкретная партнёрша. Кроме того, столь большое количество объявлений от мужчин о поиске женщины, склонной к подчинению, следствие открытости тематических сайтов знакомств для всех, в том числе и ванильных людей.
«Многие мужчины, которые позиционируют себя как верхних (термин, обозначающий господина в BDSM), на самом деле не имеют никаких склонностей к доминированию, зато имеют большие проблемы с самооценкой и успехом у женщин, поэтому идут на сайт в надежде получить всё и сразу. Но нижние (термин, обозначающий рабыню на сленге) обычно при первой же встрече или даже по переписке распознают таких и не идут на контакт», — говорит один из основателей московского BDSM-сообщества.
Отличие BDSM (властных ролевых игр) от нежелательных социально опасных форм поведения определено «Диагностическим и статистическим руководством по умственным расстройствам», опубликованным Американской психиатрической ассоциацией в 1992 году:
«Выбор партнёрами формы отношений и своей роли в этих отношениях является добровольным. Такие отношения обычно основываются на глубоких личных эмоциях и должны быть безопасными, здравыми и добровольными, базируясь на взаимном уважении, доверии и (не всегда) любви. Кроме того, партнёры по BDSM-отношениям должны придерживаться определённого свода правил, известных как основные концепции обмена властью. Это обсуждение нужд, потребностей и эмоций друг друга и установление определённых эмоциональных и физических границ. Другими словами, BDSM-отношения являются ролевой игрой со свободным, добровольным участием, в отличие от любой другой ситуации, где один из партнёров не имеет права выбора либо вынужден играть какую-либо роль».
И всё же психиатры однозначно трактуют BDSM как девиацию (отклонение от нормы).
Российское сообщество сетует на то, что большинство научных и медицинских статей на эту тему датировано прошлым веком (Крафт-Эбинг, Фрейд, Шренк-Нотцинг, Лакассань и Эйленбург), а современные психиатры пока ещё не дали их сексуальным пристрастиям однозначной оценки.
А вот что говорил о БДСМ в 2010 году отечественный сексолог, автор множества книг о гендерных взаимоотношениях профессор Игорь Кон (1928-2011):
«В психиатрии и сексологии подобные практики называют парафилиями, расстройствами сексуального предпочтения. Однако уже давно многие исследователи считают этот диагноз слишком общим, эти техники — связывание и дисциплину (Bondage and Discipline) и/или доминирование и подчинение (Dominance and Submission) — практикуют многие социально успешные и психически здоровые люди. После выхода книги знаменитого американского психиатра и психоаналитика Роберта Столлера ( Robert J. Stoller. Pain and Passion: A Psychoanalyst Explores the World of S & M. Plenum Press, 1991), который начал изучать садомазохизм в качества психиатра, но был вынужден превратиться в этнографа и пришёл к выводу, что никакой диагноз не в состоянии описать многообразие этого мира, сомнения на сей счёт появились и у психиатров.
До конца ХХ века исследований на тему BDSM не было, выборки не превышали 150—200 респондентов и были нерепрезентативными. Теперь картина начала меняться. В 2001—2002 годах в Австралии был проведён национально репрезентативной телефонный опрос (19 307 респондентов в возрасте от 16 до 59 лет), результаты которого опубликованы в официальном журнале Международного общества по сексуальной медицине. Выяснилось, что в течение предыдущего года разными формами BDSM занимались 1,8% всех сексуально активных людей (2,2% мужчин и 1,3% женщин). Эти практики сильнее распространены среди геев, лесбиянок и бисексуалов. Вовлечённые в них люди чаще других имели также опыт орального и/или анального секса, имели больше одного сексуального партнёра, а также чаще занимались телефонным сексом, посещали сексуальные интернет-сайты, смотрели порнографические фильмы или видео, пользовались сексуальными игрушками, имели опыт группового секса и т.п.
Авторы проверяли три главные гипотезы: 1) что участники BDSM в прошлом чаще других подвергались сексуальному принуждению; 2) что они психологически менее благополучны; 3) что они чаще испытывают сексуальные трудности, такие как отсутствие интереса к сексу, или трудности с переживанием оргазма.
Все три гипотезы не подтвердились. Общий вывод исследования: BDSM — просто сексуальный интерес или привлекательная для определённого меньшинства людей субкультура, которая не является патологическим симптомом прошлого насильственного опыта или следствием трудностей с нормальным сексом. К близким выводам пришли и другие новейшие исследователи, изучавшие меньшие по численности выборки, но зато использовавшие больше психологических тестов (Cross and Matheson 2006; Weinberg 2006).
В связи с международной кампанией за запрет телесных наказаний, которую я в целом горячо поддерживаю, в последние годы на Западе появились исследования, в том числе метаанализы, утверждающие, что склонность к BDSM порождается опытом родительской порки. Такие статистические корреляции действительно существуют, но ещё Фрейд подметил, что подобные фантазии гораздо чаще возникают у детей в процессе взаимоотношений со сверстниками, причём они могут предшествовать реальному личному опыту.
Наиболее социально значимые и поэтому требующие строгих дефиниций медицинские (болезнь или индивидуальные особенности) и юридические (степень допустимости тех или иных сексуальных действий и признание права на существование соответствующей субкультуры) аспекты этой темы вращаются вокруг трёх осей:
а) способен ли субъект контролировать свои сексуальные желания, может ли он поставить им границы;
б) степень добровольности, соотношение условного (игрового) и реального насилия в сексуальном взаимодействии пары и группы;
в) реальные и потенциальные последствия соответствующих практик.
Всё это требует серьёзных профессиональных научных исследований».
Выходит, каждый приходит к этому своим путём.
P.S. Присмотреть себе все что нужно для БДСМ игр вы можете в нашем мазагине.