Те, для кого секс неразрывно связан с близостью, эмоциональным контактом, надежностью отношений и верностью, идут стенка на стенку с теми, для кого секс — не повод для знакомства.
В этой борьбе на одной стороне неизменно оказываются «подлые предатели», неспособные к «настоящим» отношениям, а на другой — «закомплексованные зануды», неспособные к телесной свободе. Одни в верности видят единственно возможный способ выражения любви, другие — покушение на свободу и автономию. Как примирить эти две стороны
В рамках психологии существует понятие социосексуальность. В терминологии Американской психологической ассоциации это «измерение личности, которое описывает, насколько человеку комфортна сексуальная активность в ситуации отсутствия любви или постоянных отношений».
Проще говоря, готовность (или неготовность) человека вступать в сексуальные связи без обязательств и построения отношений.
Для оценки уровня социосексуальности того или иного человека разработан опросник, который учитывает поведение, убеждения и желания.
Шкала социосексуальности имеет два полюса: ограниченная социосексуальность, а именно нежелание заниматься случайным сексом, потребность в чувстве влюбленности, преданности и эмоциональной близости для секса, и неограниченная социосексуальность — готовность к случайному сексу и способность заниматься сексом без чувств любви, близости или преданности.
Что же это за люди, заслужившие на протяжении истории множество нелестных эпитетов — неограниченные социосексуалы?
Они обычно:
- Раньше других начинают половую жизнь.Чаще поддерживают сексуальную связь с несколькими партнерами одновременно.
- Чаще находятся в сексуальных отношениях без любви, обязательств или зависимости.
- Имеют больше сексуальных контактов вне рамок постоянных отношений (секс на одну ночь, случайные и короткие связи, супружеские измены).
Как показали исследования, проведенные в 48 странах, статистически мужчины чаще находятся ближе к полюсу неограниченной социосексуальности, однако, как и во многих других вещах, разброс показателей в рамках гендера превышает разницу показателей разных гендеров.
Бисексуальные женщины и гомосексуальные мужчины намного чаще оказываются на полюсе неограниченной сексуальности, чем гетеросексуальные мужчины и женщины и лесбиянки.
Достаточно широко известны черты личности, ассоциируемые с неограниченной социосексуальностью: экстравертность, открытость к новым экспериментам и переменам, уверенность в себе, сниженная доброжелательность и податливость. Им также свойственны черты, связанные с высокой импульсивностью — непостоянство, стремление к новизне, высокая толерантность к риску, нетерпимость к ограничениям.
Женщины такого типа чаще сопротивляются проявлениям «стратегий охраны партнера» — ревности, ограничению свободы, демонстрации знаков «ты моя женщина» со стороны мужчины, чаще проявляют маскулинный тип поведения — напор, агрессию, независимость, решимость, и они чаще — «совы» в плане ритма дня.
Ученые так же обнаружили коррелляцию между неограниченной социосексуальностью и так называемой «темной триадой»:
- нарциссизм — чувство превосходства, поиск внимания, эгоцентричность, нехватка эмпатии и убеждение, что мир тебе должен.
- маккиавеллизм — манипулятивность и способность холодно и расчетливо использовать людей в собственных целях.
- доклиническая психопатия — несмотря на пугающее название, речь тут идет не о страшных серийных убийцах, а о типе личности, которой свойственны импульсивность, отсутствие сожалений, готовность нарушать социальные нормы и правила, нехватка способности сопереживать и испытывать вину.
Социосексуалы отличаются и внешне: ученые определили тип лиц, по которым мы подсознательно определяем, есть ли у партнера потенциал одной ночи или алтаря.
Неограниченная социосексуальность ассоциируется с более маскулинными чертами лица у мужчин и более привлекательными чертами лица у женщин. Что характерно, женщины находят более привлекательными мужчин с более ограниченной социосексуальностью, а мужчины — наоборот.
И поведение, и внешние признаки могут частично объясняться гормональным фоном (а он, как известно, во многом зависит от формирования плода в пренатальный период). Для людей неограниченной социосексуальности характерен постоянный высокий уровень тестостерона.
Обычно уровень тестостерона и у мужчин, и у женщин в паре ниже в постоянных отношениях и выше, когда они свободны и в поисках партнера. У неограниченных социосексуалов он высокий, даже когда они находятся в постоянных отношениях (обычно недолгих и не всегда успешных).
Такие люди в принципе больше общаются с противоположным полом и чаще склонны считать супружескую неверность допустимой, ведь это лишь очередное ненужное и глупое ограничение их свободы.
Лонгитюдное исследование качества брака людей с неограниченной социосексуальностью показало, что они испытывают меньше удовлетворения от постоянных отношений с самого начала, эта неудовлетворенность не исчезает и приводит к большей вероятности измен и распада отношений.
С точки зрения эволюционной теории, социосексуальность — это реализация так называемых «краткосрочных» стратегий поиска партнера — случайный секс и погоня за большим количеством доступных партнеров. Логику существования этих стратегий эволюционисты объясняют задачей максимально широкого распространения генов, свойственной прежде всего мужчинам.
Однако мужчинам не светили бы эти случайные связи, если бы не было достаточного количества женщин, которым они так же интересны.
Исследования показывают, что в течении всей эволюционной истории человечества были женщины, которые выбирали именно такие отношения, а не «жили долго и счастливо и умерли в один день». Причины для этого у женщин иные — новизна партнера, новые ресурсы, а также улучшение навыков соблазнения.
Такие женщины гораздо меньше интересовались, насколько мужчина готов к серьезным отношениям, и гораздо больше — его сексуальной привлекательностью, популярностью и социальным успехом.
Эти факторы выбора партнера существенно отличают их от женщин ограниченной социосексуальности, которые в поиске постоянства выбирали партнера на основании верности, преданности, порядочности, ответственности, доброты, готовности быть хорошим родителем.
Неудивительно, что представители этих двух полюсов совершенно противоположно воспринимают сексуальный опыт: для неограниченных сексуалов наличие большого опыта в интимной сфере — это плюс в карму, для ищущих постоянства — минус.
Социосексуальность приравнена к ориентации, а это значит, что она не меняется в течение всей жизни и не подвластна коррекции с помощью стыжения, морализаторских поучений или апелляций к здравому смыслу. «Это моя природа» — как сказал в притче скорпион, ужаливший лягушку, которая перевозила его через реку.
И эта природа, что интересно, имеет мало отношения к воспитанию: согласно исследованию близнецов, примерно половина черт социосексуальности является генетически наследуемой, а другая связана со средой вне родительской семьи.
Генетическая часть, что интересно, объясняет преобладание мужчин с неограниченной социосексуальностью. В эволюционной биологии существует гипотеза Трайверса — Уилларда о том, что если в паре есть генетический потенциал для передачи черт, которые усиливают репродуктивный успех мужчины, в ней будет рождаться больше мальчиков.
А если женщины — то девочек. Социосексуальность — это прежде всего мужская стратегия распространения генов, и действительно, социосексуалы, если они таки доходят до уз брака, на 12–19% чаще средней выборки имеют сыновей, передавая им свои гены.
Вторая половина — влияние среды — это прежде всего социальные макрофакторы, такие как «операционное соотношение полов».
Так, например, когда в обществе больше мужчин, чем женщин, мужчины вынуждены конкурировать за женское внимание, отвечая на запрос в надежности, заботе и постоянстве. В ситуации нехватки мужчин и избытка женщин в поисках партнера конкурировать вынуждены женщины, адаптируясь под запросы мужчин и соглашаясь на краткосрочные связи без обязательств.
Еще одним фактором среды является ее враждебность или комфортность.
В обществах, которые вынуждены выживать в тяжелых условиях войн, голода и болезней, разница в проявлениях социосексуальности у мужчин и женщин велика: вынужденные выживать и заботиться о потомстве женщины ограничивают свою социосексуальность, поскольку не могут позволить себе находиться без поддержки и защиты мужчины, а мужчины, напротив, должны производить максимальное количество потомства для восполнения потерь.
Так формируются общества, для которых нормой становится крайнее неравенство или полигамия.
В более эгалитарных обществах, где мужчины и женщины имеют равный доступ к достаточному количеству ресурсов, разница между мужчинами и женщинами в социосексуальности нивелируется, так как женщины могут позволить себе не держаться за постоянство отношений как фактор выживания.
Как известно, бороться со своей природой — дело неблагодарное, мышам не стать ежиками, да и ежики прикидываться мышами могут очень недолго. О вкусах давно не спорят, а о сексуальной ориентации спорить тем более глупо.
Время, потраченное на осуждение ненадежных и неверных, предлагаю потратить на поиски своих — добрых и преданных или свободных и не парящих мозг. Так счастливее живется, честное скорпионье.